Внешняя политика
Ивана IV Цель урока: создать условия для
понимания учащимися актуальности деятельности Ивана IV во внешне политическом
курсе не только для России XVI в., но и для России ХХI.в. Задачи урока:
- Рассмотреть и понять внешнюю политику
России в XVI в.
- Определить роль Ивана IV во внешней
политике.
- Оценить значимость внешнеполитической
деятельности Ивана IV для России тогда и сегодня.
- Развивать умения, выстраивать логически-
понятийные исторические связи, умения и навыки работы с текстом, картой,
дополнительным материалом.
Оборудование: компьютерное место;
экран, иллюстрации; книжные миниатюры "Взятие Казани”, "Поход на Астрахань”,
"Ермак в Сибири”; фотоиллюстрация "Покровский собор на Красной площади”. Ход урока: Микромодуль
мотивационного образа. Проверка домашнего
задания. "Восхождение к образу
Ивана IV Грозного”. Галерея портретов первого царя России (учащиеся зачитывают
свои исторические зарисовки портрета Ивана IV как человека, политика, государя
и оформляют выставку.) Учитель: Давайте еще
раз обратимся к электронной исторической энциклопедии и послушаем диктора, все
ли стороны жизнедеятельности Ивана IV мы отметили? Микромодуль
опережающего рационального представления. Мы недостаточно ярко
себе представляем Ивана IV, как военачальника, а между тем в годы его правления
было немало, войн, побед, были и поражения. Задание: Определим тему нашего
урока (выведем её на экран). ?Какую проблему нам
предстоит разрешить? (выведем её на экран). Проблема: Внешнеполитический
курс России в XVI в. был направлен на укрепление авторитета России в мире или
на усиление самовластия правителя… ?Каким путём мы будем
её решать?
- Изучить состояние армии: сильные и слабые
стороны;
- Определить слабые места в
обороноспособности;
- Наметить стратегические стороны внешней
политики России в XVI в.;
- Оценить роль Ивана IV в решении вопросов
внешней политики;
- Иван IV – преобразователь и опричник; и
т.д.
Использовать параграф
20-21, карту "Россия в XVI в.”, выставку книг, иллюстраций, коллекцию
портретных зарисовок. Задания по группам:
Раскрыть один из путей решения проблемы; Предложить новые
пути. Микромодуль смыслов,
микромодуль действия. Каждая группа не
только ищет доказательства по проблеме (события, факты, процессы,
причинно-следственные связи), но и предлагает определённую систему символов
понятий, событий дат в виде опорной схемы. Здесь широко
используется карта, иллюстрации, учебник. Микромодуль
актуализации и проповеди. - Итак, мы начинаем
подводить итоги. Каждый из вас, ребята работают в тетради по таблице
самопроверки.
Знал
|
Узнал
|
Понял, / открыл для
себя
|
|
|
|
По ходу выступлений
групп, заполняем её и делаем умозаключения по теме и проблеме урока, тем самым
определяем свой познавательный уровень по теме "Внешняя политика России в XVI
в. Вопросы актуализации: Что связывает век XVI
и ХХI на уровне внешней и внутренней политики? Можно ли сегодня
сказать, что мы многим обязаны Ивану IV? Что он один из активных политиков
истории России, который выстраивал отношения с Западом в интересах только
России? Домашнее задание:
Параграфы 19-22, готовимся к "уроку-суду”, обратить внимание на понятийный
аппарат и хронологию.
|