Древний
Восток
Повторительно-обобщающий
урок
Цели урока:
- формирование системы знаний
о государствах Древнего Востока, обобщение и систематизация ранее
полученного материала, закрепление основных ведущих идей темы;
- способствовать дальнейшему
развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное,
ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока;
- способствовать дальнейшему
развитию умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные
связи, использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать
выводы;
- воспитывать у учащихся
уважение к истории, традициям, культуре народам Древнего Востока.
Оборудование: таблицы, контурные карты, кроссворд, карточки
с датами, материал о достижениях народов Древнего Востока, тесты, учебник
Ход урока
1. Оргмомент
Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток”. И наша
задача – это закрепление, полученных знаний на уроке, их систематизация,
обобщение, углубление по некоторым вопросам истории Древнего Востока.
2. Игра-путешествие
Форма проведения – игра-путешествие. Мы еще раз окунемся в волшебный мир
Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам. Как в каждом
путешествии у нас будут пункты назначения, где Вы должны будете выполнять
определенные задания. Итак, старт дан. И, конечно же, самое главное знать, а
куда же мы отправляемся. Понятие "Древний Восток” - понятие относительное.
Название это было дано людьми, живущими в Западной Европе, для них эти страны
действительно были восточными.
Итак, наш первый пункт "Географический”
? – перечислите страны, которые мы изучали в рамках темы "Древний Восток”?
(учащиеся называют страны, учитель – прикрепляет или записывает на доске
названия стран)
1 группа ("3”)
– контурные карты с указанием рек. Задание – подписать какие государства
располагались в районе этих рек.
2 группа ("4”)
– работа с настенной картой. Задание – учитель показывает страны,
учащиеся записывают их название себе в тетрадь (Индия, Междуречье, Египет,
Китай, Персида, Финикия). Затем можно организовать взаимопроверку.
3 группа ("5”)
– контурные карты без названия географических объектов. Задание –
написать название стран и рек.
После выполнения работы в группах 1 учащийся показывает и комментирует
месторасположение стран Древнего Востока.
? – Как Вы думаете, есть ли что-то общее в расположении этих стран? (в
долинах рек).
Да, первые государства возникали, как правило, в долинах рек. Географическое
положение оказывает влияние на природные условия, занятия жителей.
Второй пункт "Взаимосвязь географического положения и природы или
природные условия стран Древнего Востока”.
1 группа – Задание – заполнить таблицу "Природные условия Древнего
Египта”
№ п/п
|
Вопросы
|
Египет
|
1.
|
Где располагается страна?
|
|
2.
|
Крупнейшие реки
|
|
3.
|
Чем омывается
|
|
4.
|
Поверхность земли
|
|
5.
|
Климат
|
|
2 группа – Задание - заполнить сравнительную таблицу "Природные
условия Древнего Египта и Древней Индии”
№ п/п
|
Вопросы
|
Египет
|
Индия
|
1.
|
Где располагается страна?
|
|
|
2.
|
Крупнейшие реки
|
|
|
3.
|
Чем омывается
|
|
|
4.
|
Поверхность земли
|
|
|
5.
|
Климат
|
|
|
3 группа – Задание - на примере Египта и Финикии покажите, как
природные условия стран предопределяют занятия их жителей. Свой ответ
обоснуйте.
Третий пункт "Исторический словарь”
(На доске вывешиваются основные термины по теме)
1 группа – Задание – найдите определения:
А) повелитель Египта (фараон);
Б) правила, по которым надо жить (заповеди);
В) "жилище богов” (храм);
Г) вера в сверхъестественные силы (религия).
2 группа – Задание - дайте определение следующим понятиям: дельта,
вельможа, колония
3 группа – Задание – поставьте вопросы так, чтобы ответом были
понятия: долина, шадуф, жрецы.
Четвертый пункт "Письменность Древнего Востока”
2 группа – Задание – перечислите, какие виды письменности Вы знаете?
Что служило материалом для письма в Египте, Междуречье, Китае? Что повлияло на
выбор материала для письма?
1 группа – Задание - когда и где появился первый алфавит? Что Вам о
нем известно?
3 группа – Задание – "Текст с ошибками”:
В египетском письме более 700 клинописных знаков. В долине Нила археологи
нашли таблички, покрытые значками в идее клинышков. Значки эти выдавливались на
табличках из мягкой глины. Если было написано неправильно, то соскабливали
ножом. Египетская письменность уже имела и гласные, и согласные буквы. Поэтому
выучить такое письмо не составило большого труда. (6 ошибок)
Пятый пункт "Исторические деятели”
На доске или на карточках имена – Тутмос, Хеопс, Хаммурапи, Кир, Дарий,
Конфуций, Цинь Шихуан
1 группа – Задание – определите принадлежность к стране?
2 группа – Задание - Чем известно имя этого деятеля?
3 группа – Задание - о ком идет речь? Зачитываются отрывки:
А) Мы знаем много об этом фараоне потому, что его гробница, единственная из
всех, не была разграблена. За каменной дверью его погребения находился огромный
каменный саркофаг, а в нем – второй, а во втором – третий. Лишь в последнем,
четвертом, саркофаге из чистого золота покоилась мумия этого юного фараона (Тутанхамон).
Б) Именно он спас евреев от египетского плена, вывел их через
расступившееся Красное море и водил по пустыне 40 лет в поисках земли
обетованной (Моисей).
В) Он был одним из последних ассирийских царей, очень образованным
человеком. Именно по его приказу была собрана библиотека глиняных книг, где
сохранились вавилонские мифы и сказания (Ашшурбанапал).
Г) В 3 в. до н.э. почти все индийские племена он объединил под своей
властью (Ашока).
Шестой пункт "Мифологический”
? – что называют мифом?
1 группа – Задание – вспомните известные Вам мифы? (миф об Осирисе, о
вавилонском столпотворение и другие)
2 группа – Задание – о чем говорят эти мифы? Что древние люди
пытались ими объяснить?
3 группа – Задание – Миф о потопе – почему у разных народов появились
одинаковые мифы?
Седьмой пункт "Занимательный”
1 группа - Задание – составить из слов мысль великого Конфуция
("Мудрость - в знание старинных книг”)
2 группа – Задание – отгадайте кроссворд
- Основное удобрение на полях
Древнего Египта
- Одна из рек Индии
- "Жилище богов”
- Штурмовое оружие
- Материал для письма в Китае
- Город Двуречья
- Гроб, где хранится мумия
- Подвижная ударная сила
3 группа – Задание – определите: из какой страны пришел этот товар:
Египет – виноград; Финикия – оливки, прозрачное стекло, буквы;
Ассирия – железо; Индия – сахар, хлопок, цифры, шахматы; Китай – компас,
бумага, шелк, чай.
Восьмой пункт "Хронологический”
1 группа – Задание – определите век, тысячелетие, расположите в
хронологической последовательности даты
2 группа – Задание – сколько лет назад была построена пирамида Хеопса? (2600
+2006 = 4606 лет назад)
3 группа – Задание - сколько лет, веков, тысячелетий назад был
захвачен Египет персами (525 + 2006 = 2531 год назад; 6 + 20 = 26 веков назад;
1 +2 = 3 тыс. назад)
Девятый пункт "Что? Где? Когда?
Какой дикий зверь явился источником жизни многих поколений людей Междуречья?
(река Тигр)
1 слог – морское животное, 2 слог – междометие, целое – родина фараона (Китай)
В какой библиотеке были несгораемые книги? (Ассирия, Ашшурбанапал)
В какой стране были самые длинные стены? (Китай, Великая Китайская стена)
Кого китайцы считали дикарями? (вывести 3-4 детей, одного – с
распущенными волосами)
Десятый пункт "Финишный тест”
1 группа
1. Материал для письма у жителей Междуречья:
А) бумага;
Б) глиняные таблички;
В) папирус?
2. Какая система письменности стала основой современных европейских
алфавитов:
А) египетские иероглифы;
Б) финикийский алфавит;
В) древнееврейский алфавит?
3. Какой металл научились обрабатывать ассирийцы в 10 в. до н. э.:
А) медь;
Б) бронзу;
В) железо?
4. С какой целью строилась Великая Китайская стена:
А) чтобы обезопасить страну от кочевников;
Б) чтобы продемонстрировать могущество династии Цинь;
В) чтобы воспрепятствовать побегам рабов?
5. В какой стране люди с рождения делились на касты:
А) Индии;
Б) Китае;
В) Египте?
6. Бумага была изобретена в:
А) Индии;
Б) Китае;
В) Египте?
7. Египет располагался в:
А) Африке;
Б) Азии;
В) Европе?
8. Знатный, богатый человек:
А) писец;
Б) жрец;
В) вельможа?
2 группа
1. Материал для письма у жителей Междуречья:
А) бумага;
Б) глиняные таблички;
В) папирус?
2. Какая система письменности стала основой современных европейских
алфавитов:
А) египетские иероглифы;
Б) финикийский алфавит;
В) древнееврейский алфавит?
3. Какой металл научились обрабатывать ассирийцы в 10 в. до н. э.:
А) медь;
Б) бронзу;
В) железо?
4. С какой целью строилась Великая Китайская стена:
А) чтобы обезопасить страну от кочевников;
Б) чтобы продемонстрировать могущество династии Цинь;
В) чтобы воспрепятствовать побегам рабов?
5. В какой стране люди с рождения делились на касты:
А) Индии;
Б) Китае;
В) Египте?
6. Перечисленные ниже слова расположите по странам Ассирия и Финикия:
Ливанский кедр, алфавит, военные походы, раковины с пурпурной краской,
оружие их железа, Тир, известные мореплаватели, "логовище львов”, библиотека.
3 группа
1. Какой металл научились обрабатывать ассирийцы в 10 в. до н. э.:
А) медь;
Б) бронзу;
В) железо?
2. С какой целью строилась Великая Китайская стена:
А) чтобы обезопасить страну от кочевников;
Б) чтобы продемонстрировать могущество династии Цинь;
В) чтобы воспрепятствовать побегам рабов?
3. В какой стране люди с рождения делились на касты:
А) Индии;
Б) Китае;
В) Египте?
4. Дополните:
А) Великий китайский мудрец…
Б) Персы захватили Египет в … году
В) Место впадения реки в море, разделенное на рукава, называется…
5. Сопоставьте:
1
|
Ашшурбанапал
|
А
|
Разделение на касты
|
2
|
Дарий
|
Б
|
Пирамила
|
3
|
Хеопс
|
В
|
Законы
|
4
|
Брахма
|
Г
|
Библиотека
|
5
|
Хаммурапи
|
Д
|
Персидская держава
|
3. Подведение итогов
|