«Рассмотрено»
«Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО с
заместителем Директор школы классных руководителей директора
по ВР ________________
Протокол № ___ ____/О.А.Межуева/ А.Ю. Чихирев
от «___» ________ 2013г. «___» _______2013г.
Программа
воспитательной
работы с учащимися 9 класса
МБОУ- СОШ с.
Александровка
на 2013-2014
учебный год.
Классный руководитель 9 класса
Рышняк Гульнара Марсовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социально-политические и экономические проблемы современного общества
привели школу к пересмотру ряда
педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической
и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой
области, теоретики и практики воспитательной работы вынуждены, тем не менее,
многое изменить в подходе к воспитательному процессу.
Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса
вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний национальной культуры,
развитие его способности жить в нем достойно, формирование системы ценностных
отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно,
что главным результатом воспитания будет личность, способная строить жизнь,
достойную человека, имеющего свои корни.
Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании – это принятие ребенка
как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять
свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни.
Исходя из этого, меняется и методика работы с детьми, которая теперь
ориентирована на индивидуальное развитие личности каждого ребенка с учетом
новых технологий в воспитании.
Когда ребенок становится подростком, у
него появляется желание проводить больше времени в обществе сверстников,
собираться вместе с друзьями, обсуждать общие интересы и проблемы. И
естественно, что именно тогда он задумывается о том, почему у некоторых его
ровесников много друзей, а ему общаться с ребятами не совсем легко, почему
некоторые имеют свою точку зрения, а он чаще прислушивается к другим и т.д.
Именно в общении дети усваивают нравственные нормы поведения, типичные для
общества, формируются их поведенческие навыки.
Данная программа направлена на развитие
у учащихся коммуникативной культуры, формирование адекватных межличностных
взаимоотношений, формирование чувства собственного достоинства и уважения к
окружающим. Она наносит ступенчатый характер, ибо, расширяя сферы и способы
взаимодействия с окружающей средой, способствует формированию образованной и
самостоятельной личности. Программа носит развивающий характер. Это позволяет
ее дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать.
Цель
воспитательной работы: формирование духовно-развитой, творческой,
нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор
жизненной позиции, на самостоятельную выроботку идей на современном уровне,
умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.
Задачи:
-
развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием является
развитие личности ребенка;
-
формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к
общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;
- формирование
гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в
здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;
-
развитие и упрочение детского самоуправления как основы социализации,
социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося.
Реализация этих целей и задач предполагает:
1.
Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития
личности, для охраны здоровья и жизни детей.
2.
Возрождение системы семейного воспитания и включение семьи в воспитательную
систему.
3.
Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в
различных сферах социально значимой деятельности.
4.
Обеспечение социально - педагогической защиты детей, формирование чувства
самоценности и психологического комфорта.
Направления
воспитательной работы:
1.
Направление «Интеллектуальное»
Главные идеи:
- учащиеся должны осознать, что развитие
интеллекта необходимо им для успешного будущего;
- формирование интеллекта происходит не
только в урочной деятельности, но и в интеллектуально направленном общении и
внеклассных видах деятельности;
- интеллектуальные возможности - это не
только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих
возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей;
- воспитание интеллекта - это создание
условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с
окружающей средой, стремления к совершенствованию себя;
- здоровый интеллект - это умное
поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.
Главная цель:
Осознание
учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного
самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи воспитания:
- знакомить учащихся
школы с интеллектуальными достижениями различных людей;
- создавать условия для становления, развития и совершенствования
интеллектуальных возможностей, учащихся средствами воспитательной работы;
- поощрять инициативу и
стремление учащихся к интеллектуальному самосовершенствованию;
- давать возможность
учащимся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами;
- разъяснять учащимся
необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности
для достижения гармонии в своем развитии.
2. Направление
«Гражданско-патриотическое»
Главные идеи:
- формирование гражданской и
правовой направленности личности,
активной жизненной позиции;
- поддержка стремления
учащихся служить Отечеству,
утверждать на
земле
справедливые взаимоотношения
между людьми, отстаивать
свои
права и права других людей;
- воспитание гордости за
свое Отечество и ответственности за судьбу
своей страны;
- стремление к
миротворчеству, отстаиванию своей
позиции с позиции
разума, а не силы;
- понимание учащимися избранной ими программы поведения
для будущего
самоопределения.
Главные цели:
- воспитание
способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность;
отстаивать свои интересы, своей семьи, своего народа, государства;
- формирование
уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других
национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и
обычаям;
- признание ценности
независимости и суверенности своего государства и других государств.
Задачи воспитания:
- формировать у
учащихся правовую культуру, свободно и ответственно самоопределяться в сфере
правовых отношений с обществом;
- формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к
осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию;
-обучать решению задач
правового и гражданского воспитания увязанных с проблемой морального
саморазвития и самосовершенствования;
- формировать гордость за отечественную историю, народных героев,
сохранять историческую память поколений в памяти потомков;
- воспитывать уважение
к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей
страны;
- проявлять свою
гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с
безнравственными и противоправными поступками людей.
3. Направление «Нравственно-эстетическое»
Главные идеи:
- принятие учащимися нравственных
ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных
ценностей, знаний и убеждений;
- предъявление нравственных требований к
себе и своему поведению;
- воспитание нравственной культуры,
основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
- осознание учащимися необходимости
проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение
чувства собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
- практическое применение нравственных
знаний и умений;
- проекция сегодняшнего, нравственного
облика человека на его будущее и будущее близких и родных ему людей.
Главная цель:
Воспитание
нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к
проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Задачи воспитания:
- создавать условия для проявления
учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных
поступков;
- знакомить учащихся с нравственными законами
и поступками предыдущих поколений;
- изучать с учащимися нравственные традиции
их семей и поколений;
- развивать у учащихся потребность в
совершении нравственных поступков;
- создавать ситуации практического
применения нравственных знаний в реальной жизни;
- способствовать приобретению
положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению
безнравственных поступков;
- создавать условия для нравственного
самовоспитания учащихся.
4. Направление «Физкультурно-оздоровительное»
Главные идеи:
- сохранение собственного здоровья - одна
из основных обязанностей человека;
- образ жизни человека, отношение к своему
здоровью определяет здоровье будущих поколений;
- экологическое воспитание и
экологическая культура должны стать основой здравого смысла в сохранении
человеком своего здоровья, его поведении и поступках;
- социальное благополучие и успешность
человека невозможны без сохранения физического и психического здоровья;
- воспитание привычки к постоянным
занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью
ежедневного оздоровления своего организма;
- стремление к воспитанию в человеке воли,
характера, стремления к достижению невозможного.
Главная
цель:
Формирование
у учащихся понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи воспитания:
- знакомить учащихся с
традициями и обычаями бережного отношения
человека к собственному
здоровью;
- создавать условия для формирования у
учащихся культуры
сохранения собственного здоровья;
- формировать у учащихся
отношение к
мужскому и женскому
здоровью как бесценному дару природы;
- создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и
усилия по
сохранению здоровья.
5. Направление «Самоуправление»
Работа с детско-юношеской организацией «АРМИД».
Смысл ученического
самоуправления в современной школе заключается не в управлении одних детей
другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе,
в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Участие в самоуправлении в
современной школе поможет сформировать у себя навыки демократизма, умение
самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и
осуществлять их.
Детская организация
представляет собой одно из звеньев системы школьного детского самоуправления.
Цели и задачи детско-юношеской организации:
- создание
условий для гармонического развития личности;
- расширение
кругозора, повышение уровня культуры;
- укрепление
школьной самостоятельности, чувства ответственности через дальнейшее развитие
ученического самоуправления;
- приобретение детьми навыков
организаторской, управленческой, политической, юридической и других видов деятельности
в рамках дополнительного образования;
- формирование и сохранение школьных
традиций.
6. Направление «Семья»»
Главные
идеи:
- семья — основа будущего благополучия
человека, уверенности в
завтрашнем дне;
- ребенок - надежда и опора родителей, они
вправе надеяться на его
помощь и поддержку, на уважительное к себе
отношение;
- ребенок должен расти и
развиваться в атмосфере любви, доброты
и
поддержки, свободной от любых форм насилия.
Главная
цель:
Осознание
учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи
воспитания:
- позитивно
влиять на форми
|