"Особый возраст: отрочество" Цель урока: сформировать представление об особенностях
подросткового возраста Задачи:
- рассмотреть характерные черты подросткового
возраста: физические и психологические;
- продолжить работу над умением логически объяснять
явления окружающего мира, формулировать ответы на поставленные вопросы;
- воспитание чувства ответственности,
самостоятельности.
Основные понятия: подросток, отрочество, взросление Оборудование: проектор, мячик План урока 1. Проверка домашнего задания 2. Характеристика подросткового возраста 3. Особенности подросткового возраста 4. Закрепление изученного материала 5. Дом.задание: параграф 3, используя
ПОПС-формулу, ответить на вопрос: "Можно ли назвать отрочество особым
возрастом?" Ход урока I. Постановка цели урока. II. Проверка домашнего задания 1) Проверка домашнего задания начинается с
повторения терминов, которое проходит следующим образом. Учитель кидает мяч
ребенку и называет термин. Отвечая на вопрос, ученик возвращает мяч учителю. За
правильный ответ 1 балл. Называются следующие слова: наследственность,
личность, деятельность, индивидуальность. 2) ученикам предлагается высказать свое
мнение по вопросам (текст вопросов ученик читают на стр. 25 учебника): Вопрос учебника: Кого можно назвать
сильной личностью? Составь словесный портрет сильного человека. Используй
приведенные высказывания. а) Все одноклассники считают Петра сильной
личностью. Он много времени отдает занятиям спортом, у него сильные мускулы, он
ловок, быстр и лучше всех выполняет задания на уроках физкультуры. б) Оксана уверена, что нужно знать себе
цену, только тогда можно называться сильной личностью. "Я никогда не
уступлю никому, не покажу свою слабость и не признаю вину. Это удел слабых и
нерешительных личностей. Я всегда докажу свою правоту, даже если при этом
придется прихвастнуть или наврать". в) Никто в классе не знает, что у
Валентина очень больна мать и мальчик за ней ухаживает. На его плечах вся
домашняя работа: он готовит еду, убирает квартиру, бегает за лекарствами. Ему
приходится очень поздно ложиться спать и рано вставать, но никто никогда не
слышал от него жалоб. г) Родителей не было дома, когда маленькая
сестренка Олега уронила со стола настольную лампу и разбила ее. Когда родители
вернулись, Олег сказал: "Это я разбил лампу. Наташка тут ни при чем". Ученики отвечают на вопросы, учитель
комментирует ответы. Презентация. III. Объяснение нового материала Вопрос: Можете ли вы назвать, как
называются периоды жизни, которые проживает человек (например, детство,
юность:) Используя слайд, расставляем в правильном порядке возраста человека по
мере убывания (слайд 3). Сегодня на уроке, мы поговорим о возрасте,
который проживаете вы в настоящее время - это подростковый возраст. Это период
жизни от 10 до 18 лет. Подростковый период делится на два:
младший подросток и старший подросток. (слайд 4). Один из периодов уже вами
пройден. Задание: Назовите слова-ассоциации к слову
"подросток". Ученики называют ассоциации (подрос,
растет..) и учитель должен подвести ребят к тому, что это слово ассоциируется с
возрастными изменениями человека. Вопрос: Вспомните, какими вы были в 1
классе, и какими стали сейчас? (слайд 5) (На доске нарисован
человечек-первоклассник, учитель предлагает назвать и нарисовать нового -
пятиклассника и те изменения, которые с ним произошли). Ученики называют изменения: - изменился рост (учитель объясняет, как
происходят физиологические изменения); - самостоятельность (если ребята не могут
назвать самостоятельность, можно задать наводящий вопрос: "Кто ходит
магазин, заполняет дневник и пр.); - мечтательность; - быстрая смена настроения и др. (учитель
объясняет изменения, происходящие в нервной системе подростка) (Психологические изменения можно просто
записать рядом с новым человечком). Учитель, обращая внимание на изменившегося
человечка на доске, подводит итог вместе с учениками. Вопрос: Но все ли взрослые самостоятельны?
Посмотрите на людей, изображенных на картине(слайд 7). Можно ли назвать их
самостоятельными? (Ученики объясняют свои ответы) Вопрос: Можете ли назвать себя
самостоятельными. Ответ обоснуйте. Необходимо обратить внимание, что
самостоятельность иногда бывает и опасна. Прочитать отрывок на стр.32. Вопрос: Правильно ли воспользовались
ребята своей самостоятельностью. IV. Закрепление
- назовите периоды жизни, которые проживает
человек?
- как называется ваш возраст?
- какие черты характера формируются в подростковом
возрасте?
Ученикам предлагается выбрать
высказывание, характеризующее подростка и, используя ПОПС-формулу, обосновать
свой ответ. 1) Подростки - народ спокойный и
рассудительный, с ними легко и быстро можно решить любую проблему 2) Подросток - человек противоречивый, он
склонен к быстрой смене настроения
|