«Внедрение Историко-культурного стандарта как средство
повышения качества исторического образования в школе»
19 февраля 2013 г. на заседании Совета при Президенте Российской
Федерации по межнациональным отношениям Президентом Российской Федерации было
поручено Минобрнауки России совместно с Российской академией наук, а также при
участии Российского исторического общества и Российского военно-исторического
общества внести предложения о подготовке единых учебников по истории России для
средней школы
к 1 ноября 2013 года.
В настоящее время учеными Института российской истории Российской
академии наук с участием преподавателей вузов и школьных учителей истории
разработан историко-культурный стандарт, который включает в себя перечень
исторических дат, событий, персоналий, понятий, обязательных для изучения в
школе.
Необходимость создания нового учебника истории России диктуется, прежде
всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических
знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого.
Представленный историко-культурный стандарт включает в себя
принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к
преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных
для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается
перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в
обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.
Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического
образования, развитие исследовательских компетенций учащихся
общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического
пространства Российской Федерации.
Реализация Стандарта предполагает подготовку учебно-методического
комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических
пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений.
Перечень «трудных вопросов истории» составлен с целью включения в
методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов,
соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события.
Задачи учебно-методического комплекса:
- создать условия для получения
выпускниками прочных знаний по истории России;
- сформировать представление об основных этапах развития многонационального
российского государства;
- показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
- раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества
поколений россиян.
Авторы исходят из того, что российская история – это история всех
территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в
соответствующие эпохи.
Концептуальные основы историко-культурного стандарта
1. Культурно-антропологический
подход.
- особое место уделено
личности в истории, причем не только через изучение
биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан»,
сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы.
Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние
исторической науки.
- проблемы духовной и
культурной жизни России. производство
духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды
человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия
народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников
представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.
2.
Этнокультурный
компонент:
-история страны через
историю регионов Преподавание региональной истории в контексте истории
России является необходимой составляющей развития демократического государства,
формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического
и конфессионального многообразия мира.
3.
Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и
явлениям. Поэтому
школьный курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом,
включающим в себя, помимо учебника, хрестоматии, сборники исторических текстов,
атласы. Работа ученика может быть полноценной и минимально трудоемкой только
при постоянном использовании информационно-компьютерных технологий.
4.
Учебник как
навигатор:
Учебник должен не только давать
информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно
рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме
того, современный учебник должен
стимулировать учащихся к
получению исторических знаний из других источников,
|