Четверг, 16.05.2024, 09:39
Сайт учителя истории и обществознания Рышняк Гульнары Мар...
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 88

Тема: ГРАЖДАНИН – ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ И ОТВЕТСТВЕННЫЙ

Цель  урока: способствовать становлению осознанного демократического         выбора и готовности к творческой реализации роли гражданина в соответствии с гуманистическими ценностно – нормативными ориентациями.

Задачи:

-образовательная: сформировать представления учащихся о  гражданине , как носителе основных гражданских ценностей  и  добродетелей о том, что он имеет права и несёт ответственность;

- развивающая: продолжить формирование умений работать с документами, умение анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы.

-воспитательная: на примере жизни и деятельности А. Д. Сахарова способствовать воспитанию чувства ответственности, гордости, личного мужества; независимости и самостоятельности мышления.

Средства обучения: документы, карточки с заданиями, учебник, ИКТ.

Тип  урока :  урок  изучения нового материала с элементами беседы

 

 «Поэтом можешь ты не быть,

Но  гражданином  быть обязан».

Н. А. Некрасов.

План изучения нового материла

1.      Гражданин - человек, имеющий права.

2.      Открытие эпохи прав человека.

3.      Великий  гражданин  России.

 

Ход урока:

I.                  Организационный момент

      Вступительное слово учителя. Вначале урока звучит песня «С чего начинается Родина?». Родина. У каждого человека есть Родина, страна, в которой он родился, вырос, в которой живут его родители. Страна, ради которой он живет. Разве можно называть страну Родиной и не ощущать при этом трепетное чувство любви к ней, уважения к ней.

Сегодня тема нашего урока ГРАЖДАНИН – ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ И ОТВЕТСТВЕННЫЙ. Запишите тему в тетради.

Кто по улице идёт?
Необычный пешеход
У него пятьсот имён:
На заводе слесарь он,
В яслях он –
Родитель,
В кинотеатре –
Зритель.
А пришёл на стадион –
И уже болельщик он.
Он кому-то
Сын и внук,
Для кого-то
Близкий друг.
Он мечтатель
В дни весны.
Он военный
В час войны.
И всегда. везде и всюду
Гражданин
Своей страны.

Р.Сеф

1. Слайд .Задание№1. (Работа в парах)

 Написать слова-ассоциации (кластер) к слову «гражданин» ( 3мин)

2. Слайд. Задание №2 ( Работа в парах)

 Продолжить фразу

Гражданин - человек, который

любит____________

переживает___________

действует_____________

протестует__________

требует_________________

3. Слайд 3  Кто такой гражданин?  Дайте самостоятельное определение понятия «Гражданин»?

Гражданин- лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

Гражданин- взрослый человек, а так же форма обращения к нему.

Понятие "гражданин” имеет юридическое и нравственное толкование.
В юридическом смысле "гражданин” – это человек, который обладает правами, свободами, несёт определенные обязанности в обществе.
Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства – Конституцией РФ.
Среди важнейших прав – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность. свободный труд, право на отдых. свободу слова, свободу совести и т.д.

4.      Что вы понимаете под словом "свобода”? В чём она заключается?  Что такое право?

Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания (ст.29 "Всеобщая декларация…”)
К основным обязанностям граждан России относится:

  • соблюдать Конституцию и законы РФ;
  • уважать права и свободы других людей;
  • защищать Отечество;
  • платить налоги;
  • сохранять природу и окружающую среду;
  • заботиться о детях, их воспитании, образовании и т.д.;
  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

В полном объёме гражданин РФ может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

4. А можно ли вас назвать гражданами России?

По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей.
Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям всеобщей декларации прав человека, в которой записано: "Каждый ребёнок имеет право на приобретение гражданства”.
01.07.2002 г. вступил в силу Закон РФ "О гражданстве”.
Хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые статьи.

4. Слайд 4 Ст. 9 "Гражданство детей”

1. Гражданство ребёнка при приобретении или прекращении гражданства РФ одним из его родителей, либо обоими родителями, сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим законом РФ.

2. Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребёнком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие.

3. Гражданство РФ ребёнка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицами без гражданства.

4. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых родительских прав в случае изменения гражданства ребёнка не требуется согласия его родителей, лишённых родительских прав.

5. Слайд 5 Ст. 12 "Приобретение гражданства РФ по рождению”

1. Ребёнок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребёнка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождении ребёнка);

б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребёнка);

в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами, или лицами без гражданства, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своё гражданство.

2. Ребёнок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становятся гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течении 6 месяцев со дня его обнаружения.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием.

Статья 24. Изменение гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации его родителей

 

1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации.

2. Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

 Ст. 25. Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей

 

1. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

2. Если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

3. Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации.

4. Если один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей.

5. Если гражданство Российской Федерации одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином Российской Федерации, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

Вывод:  Гражданство – это не пассивная принадлежность к государству, но и участие в его делах.

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающиеся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

А теперь попытаемся понять, в чём духовно – нравственный смысл понятия "гражданин”?
Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение понятия "гражданин” сколько его духовно – нравственный смысл.

Обратимся к строкам Н.Некрасова:

"Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.
На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, отдавали свои знания и талант на благо Отечества, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину.
Может быть, поэтому так трудно иностранцам понять "загадочную русскую душу”.

6. Слайд 6. Задание. Группам на столах 

Выберите из предложенного перечня пять чувств человека, которые являются гражданскими. Затем сократите новый перечень до трёх чувств, Объясните свой выбор.

Гуманность

Скромность

Чувство справедливости

Честность

Чувство долга

Чувство чести

Искренность

Чувство вины

Сочувствие

Милосердие

Чувство ответственности

7. Слайд 7. У человека есть обыкновенные человеческие и гражданские чувства. Что мы называем гражданскими чувствами?

Гражданские чувства – это движения души, не позволяющие человеку спокойно взирать на беды страны, несчастья других людей.

Гражданские чувства побуждают людей искать пути улучшения жизни.

ВЫВОД: Благополучие общества во многом зависит от того, какими качествами обладают его члены: от характера, чувств, воли, мотивов, способностей.

Разминка: 3 ряда

    Ответы к листу – опроснику раздать по рядам
    1.Лягушка-путешественница, отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом …(свободно передвигаться)
    2.Буратино схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на … (личную неприкосновенность)
    3.Буратино отправился в школу, чтобы воспользоваться своим правом на ( образование )
    1. Балда из сказки А.С.Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … (труд)
    5. Какое право Колобка нарушила Лиса, съев его? (Право на жизнь)
    2. О каком праве идёт речь: «Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит, Приходи к нему лечиться и корова, и волчица, и жучок, и паучок, и медведица, всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит» (право на охрану здоровья и медицинскую помощь)
    3. Девочка Маша, которая без разрешения зашла в дом трёх медведей, сломала стульчик, съела кашу и легла спать в чужую кроватку, не думала, что медведи имеют право на … (неприкосновенность жилища и частной жизни)
    4. Продав свою азбуку другому мальчику, Буратино воспользовался своим правом … (распоряжаться имуществом)
    5. Заперев Буратино в тёмном чулане, Мальвина совсем забыла, что Буратино имеет право на … (свободу)
    6. Дядюшка Тыква из сказки про Чиполлино, построил себе домик, воспользовавшись правом на… (жилище)

2.  Открытие эпохи прав человека.

Первыми гражданами были свободные жители Афин и Рима. Затем  гражданами стали называть жители вольных городов средневековья. Слово гражданин зазвучало в громовых раскатах французской революции, в ее законах, в речах ее ораторов, в знаменитой «Марсельезе».

 XYII- XIX вв.-эпоха Просвещения (период революции) возродили гордое и красивое понятие «гражданин» .Созданы документы, которые закрепили естественные права человека:

Конституция США (1787 год )- первая в истории человечества писанная конституция.

Американская Декларация независимости (1776 год)- первая в истории декларация (заявление, объявление) прав человека.

1789 год Великая французская революция провозглашает Декларацию прав человека и гражданина, которая обобщила наиболее передовые достижения юридической и политической мысли.

( даты и события записать в тетрадь).

         В России узаконилось это слово после февральской революции 1917 года.

        Главная мысль этих документов – обеспечить защиту жизни и свободу  человека путем провозглашения его естественных прав. Что это значит ? Согласно этой теории права никем не дарованы, а имеют естественное происхождение.

 

Задание 1. Группа №1

Прочитайте отрывок из « Декларации независимости», написанной Томасом Джефферсоном в 1776г.

«Все люди сотворены равными и все одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью. Для того чтобы обеспечить эти права, и создаются государства, получая свою власть по общественному согласию управляемых, и в случае. Если какая-либо форма государственного правления препятствует реализации этих прав. Народ обладает правом сменить или уничтожить её и создать новую форму государственного правления….»

Вопрос. Какие принципы естественного права нашли своё отражение в этом документе?

Задание 2 ГРУППА №2

Прочитайте отрывок из работы «Два трактата о правлении» английского философа 17 века Джона Локка « Человек рождается . как было уже доказан, имея право на полную свободу и неограниченное пользование всеми правами и привилегиями естественного закона в такой же мере, как всякий другой человек или любые другие люди в мире. Он по природе обладает властью не только охранять свою собственность. то есть жизнь, свободу и имущество от повреждений и нападений со стороны других люде. Но также судить и наказывать за нарушение этого закона других. как того заслуживает…»

Вопрос. Какие три основные естественные человеческие права сформулировал автор в документе.

ЗАДАНИЕ 3  ГРУППА №3

Какие естественные права ( гражданские или личные) закреплены в Конституции РФ. Найдите данные статьи в тексте Конституции РФ.

И ответьте на вопрос – ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТЬЮ В ГОСУДАРСТВЕ________________________________________________?

На каких позициях стояли авторы этих документов?

Вывод: авторы документов стояли на позиции «теории естественного происхождения прав человека, права никем не дарованы, а имеют естественное происхождение».

3.  Великий  гражданин  России.

 Кого мы можем назвать великим гражданином РОССИИ?

Что вы слышали об А. Д. Сахарове?

Сообщение учащегося о жизни и деятельности А. Д. Сахарова, которое сопровождается слайдовой презентацией.

·         Чему учит судьба А. Д. Сахарова?

·         Назовите основные черты личности А. Д. Сахарова.

·         Кого ещё из наших соотечественников вы надели бы столь высоким званием?

Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни. Приведите примеры.

Разговор о настоящем гражданстве можно продолжать и продолжать.

8. Слайд 8. Задание:

Выскажите своё мнение, можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками:

  • ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережно относиться к зелёным "островкам” своего города, района, села;
  • жители одного из микрорайонов города собрались на митинг по поводу сноса детской площадки;
  • молодые люди участвуют в восстановлении храма;
  • ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.

7. Предложите свои примеры, где проявилась бы ваша гражданственность.

Гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных обстоятельствах.
Всё зависит от самого человека, его гражданской позиции, стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей.

III. Закрепление

9. Слайд 9. "Экзамен на гражданина”

1. Гражданство.

В каких случаях ребёнок вправе получить гражданство?

2. Права и свободы гражданина.

Задача – вписать права персонажей "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях” А.Пушкина в соответствующие пустые строки

  • Приказав Чернавке увести царевну и бросить её связанной в лесу, царица посягнула на _________________________________________________ (личную неприкосновенность, жизнь и свободу).
  • Брак королевича Елисея и царевны был заключен при _________________________________________________ (свободном и обоюдном согласии).
  • Пёс Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на __________________________________________ (неприкосновенность жилища).

3. Обязанности гражданина.

Задача – отметить галочкой те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закреплёнными в Конституции РФ.

  • Соблюдать законы;
  • Платить налоги;
  • Состоять в рядах какой-либо политической партии;
  • Быть членом профсоюза;
  • Работать на предприятии;
  • Защищать Отечество;
  • Сохранять природу и окружающую среду;
  • Бережно относиться к памятникам истории и культуры;
  • Учиться, получать образование.

 

Итог: выставление оценок

5.      Домшнее задание: п.35 написать эссе на тему: «Почему во всем мире А.Д. Сахарова  называют Великим  гражданином»

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт учителя истории и обществознания Рышняк Г.М.Сайт управляется системой uCoz