Четверг, 16.05.2024, 17:27
Сайт учителя истории и обществознания Рышняк Гульнары Мар...
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
опросы
Оцените мой сайт
Всего ответов: 88

Борьба Рима с Карфагеном

Цель урока:

  1. Изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья.
  2. Развивать у учащихся аналитические умения и навыки (умение работать с картографическим материалом, текстом, картиной, умение решать задачи).
  3. Воспитывать терпимость и коммуникативные качества личности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: игра – практикум.

Оборудование урока:

  • Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Просвещение. 2005, параграф 47;
  • «Римская республика в 5-1вв. до нашей эры» – настенная карта;
  • раздаточный материал;
  • проверочные тесты (см. Приложение 2);
  • картина;
  • картосхема битвы при Каннах.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие, деление класса на команды, объяснение правил игры.

2. Вступительная беседа.

  1. Вспомните, как назывался отряд римских воинов?
  2. Какие виды войск были у римлян?
  3. С кем римляне воевали, чтобы завоевать Италию?
  4. Покажите на карте территорию Рима в середине 3 века до н.э.
  5. Назовите острова около берегов Италии.
  6. Как, по-вашему, почему Рим хотел овладеть Сицилией?
  7. Кому принадлежала западная часть Сицилии?
  8. Где находится Карфаген? Покажите на карте.

Итак, между Римом и Карфагеном началась борьба за господство в Западном Средиземноморье. Это и стало причиной войны, которая получила название пунической. Римляне называли карфагенян пунами. Отсюда такое название. Запишите в тетрадях годы этой войны. Сегодня на уроке мы узнаем, как проходила эта война и чем она завершилась.

В тетради делается запись о теме урока.

3. Домашнее задание.

Учитель объясняет детям домашнее задание: пересказ параграфа 47, выучить даты событий. Они записывают его в дневники.

4. Причины войны и ее характер.

Беседа с учащимися:

  • Каковы были причины войны?
  • Какой была эта война по своему характеру для Рима, для Карфагена?

Запись в тетрадях о причинах и характере войны:

  • «Причины войны – борьба за господство в Западном Средиземноморье.
  • Характер войны – захватнический для обоих государств».

5. Карфагенское войско и его полководец Ганнибал.

Группы получают задания, на выполнение которых им дается 2 минуты (см. Приложение 1).

После выполнения задания проверяются (сначала отвечают картографы, затем историки, стратеги и политики).

Делается вывод о силе и слабости наемного войска, о характере Ганнибала, о замыслах римлян. На доске отмечаются баллы, заработанные командами. Полный ответ оценивается в 2 балла, неполный – 1 балл.

6. Поход Ганнибала в Италию.

Учитель: Ганнибал решил обмануть римлян и сам отправился в Италию. Что случилось дальше, вы узнаете, выполнив задания (см. Приложение 1).

Группы получают задания, на выполнение которых им дается 2 минуты.

Задание проверяется сначала у картографов, политиков, стратегов, затем у историков.

Делается вывод о трудностях похода, отношении галлов к карфагенянам, первых победах Ганнибала, подводятся итоги командной борьбы.

7. Битва при Каннах.

Учитель: Следующее сражение произошло при Каннах. Сейчас мы его рассмотрим.

Ученики делают запись даты события в тетради.

Учащимся раздаются задание (см. Приложение 1), дается 2 минуты на выполнение, затем проверяется. Первыми отвечают политики, историки, картографы, а затем стратеги.

Делается вывод о полководческом таланте Ганнибала, выставляются баллы командам.

8. Окончание войны. Причины поражения Карфагена.

Учитель: Несмотря на победы Карфаген проиграл. Давайте посмотрим, как же это произошло.

Группам раздается задание (см. Приложение 1), на выполнение которого дается 2 минуты. Затем задания проверяются у стратегов, политиков, историков, затем у картографов. Причины поражения Карфагена (задание историков) записываются в тетради:

  1. Стойкость и решимость римлян.
  2. Жители Италии не помогли Ганнибалу.
  3. Купцы Карфагена не дали Ганнибалу войско.

Баллы, набранные командами, отмечаются на доске и подсчитываются. Объявляется победитель.

9. Закрепление материала.

Учитель: Сейчас мы проверим, как вы усвоили данную тему, вам предлагается прочесть 5 предложений и поставить слово «Да», если предложение верно, слово «Нет», если утверждение неверно.

Учащиеся выполняют задание (см. Приложение 1).

Учитель: Обменяйтесь карточками, ваши товарищи проверят правильность выполнения задания. На доске правильные ответы. Проставьте друг другу отметки: 5 правильных ответов – оценка «5», 4 правильных ответа – «4», 3 правильных ответа – «3».

Оценивание работы учащихся. Подведение итогов урока.

Учитель: К оценке, полученной вами за выполнение теста, я прибавлю баллы, набранные вами в ходе работы на уроке.

Давайте сделаем вывод. Что мы узнали сегодня на уроке? Что вам было интересно? Что вы хотели бы еще узнать?

Окончание урока.

Литература:

  1. Россия и мир. Хрестоматия для основной школы. Книга 1(5-7 классы). Ред. Ушакова Н.М., Пятина В.А., Курбатова А.А. и др. Изд-во АГПУ, 1997, с. 92-93.
  2. История древнего мира. Школьная энциклопедия. Изд-во «Олма-Пресс Образование», 2003, с. 230-235.
  3. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. Просвещение, 1988, с. 234-238.

Приложение 1

 

Группа 1 «Картографы». Задание №1

 

Рассмотрите карту на странице 216 <приложение 2>. Каковы были владения Карфагена? Какие земли в них входили?

  Карфаген был основан финикийскими мореплавателями и купцами. Он был расположен на перекрестке морских торговых путей и процветал в эту эпоху. Карфаген имел сильнейший военный флот. В военном флоте Карфагена было много пентер – больших быстроходных кораблей с пятью рядами весел с каждой стороны. Сухопутное войско города состояло из наемников: греков, африканцев (например, нумидийской конницы), испанцев и многих других.

  В чем сильные и слабые стороны наемного войска? Вспомните, для чего воюют наемники, что их больше всего интересует?

 

Группа 2 «Историки». Задание №1

 

Прочитайте отрывок из «Истории» Тита Ливия. Ответьте на вопросы: каким был по характеру Ганнибал, как он относился к труду, к невзгодам, к людям?

«Насколько он был смел, бросаясь в опасность, настолько же он был осмотрителен в самой опасности. Не было такого труда, при котором он устал бы телом или падал духом. И зной, и мороз он переносил с равным терпением; ел и пил столько, сколько требовала природа, а не в удовольствие; распределял время для бодрствования и сна, не обращая внимания на день и ночь; при том он не пользовался мягкой постелью и не требовал тишины, чтобы легче заснуть; часто его видели, как он, завернувшись в военный плащ, спал среди воинов. Одеждою он ничуть не отличался от ровесников; только по вооружению да по коню его можно было узнать. Как в коннице, так и в пехоте он далеко оставлял за собою остальных; первым устремлялся в бой, последним после сражения оставлял поле. Жестокость его доходила до бесчеловечности, его вероломство еще превосходило пресловутое «пуническое» вероломство. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святыни».

 

Группа 3 «Стратеги». Задание №1

 

Прочитайте текст из описаний Плутарха о Ганнибале. Ответьте на вопрос: каким был Ганнибал как военный полководец? Почему для командующего карфагенской армией важно говорить на разных языках.

«Ганнибал с детских лет рос в военном лагере. Юношей он начал участвовать в сражениях. Во всем войске не было солдата, который бы лучше его владел мечом или мог победить его в состязаниях в беге. Ганнибал всегда первым бросался в рукопашную схватку, но никогда не забывал о предосторожности. Он делил с солдатами все трудности походной жизни, общался с ними как с друзьями и в то же время умел заставить подчиняться своим приказам. Командуя в больших и малых сражениях, Ганнибал использовал все особенности местности, расставлял солдат так, чтобы усилить преимущества своих войск и лишить противника возможности применить свои лучшие качества, о которых ему доносили многочисленные разведчики. В каждом сражении он придумывал какую-нибудь хитрость, неожиданную для соперника». Ганнибал говорил на нескольких языках.

 

Группа 4 «Политики». Задание №1

 

Ганнибал командовал сильным войском, состоявшим из пехоты, конницы и боевых слонов, и готовился напасть на Рим.

Римляне также готовились к войне. Они расширили свои владения, захватив долину реки По, населенную галлами. Их римляне превратили в рабов. Для борьбы со своим соперником в Западном Средиземноморье римляне создали две армии.

  Как вы думаете, куда римляне собирались направить одну армию и куда вторую?

 

Группа 1 «Картографы». Задание №2

 

Рассмотрите карту на странице 216 < приложение 2>.

   Из какого города вышло войско Ганнибала? Через какие горы перешел Ганнибал? Через какую реку переправились его войска? Какие высочайшие горы Европы встали у него на пути?

 

Группа 4 «Политики». Задание №2

 

Рассмотрите картину в параграфе, на странице 217 <приложение 4>.

Кто входил в войско Ганнибала? В чем были трудности этого похода?

 

Группа 3 «Стратеги». Задание №2

 

Оказавшись в долине реки По, Ганнибал объявил жившим там галлам, что воюет не с ними, а с Римом за свободу Италии. Галлы ненавидели покоривших их римлян. Они дали Ганнибалу продовольствие и лошадей, стали толпой вступать в его войско.

  Как встретили галлы Ганнибала? Почему?

 Определите по карте на странице 216 <приложение 2>, где и когда произошла первая битва карфагенского войска с римским?

 

Группа №2 «Историки». Задание №2

 

Недалеко от Тразименского озера во время археологических раскопок был найден богато украшенный позолоченный шлем. На нем была обнаружена царапина, вероятно оставленная мечом. На внутренней стороне шлема была высечена надпись «Фламиний». Историкам известно, что так звали римского консула.

  Как мог здесь оказаться этот шлем? Когда это могло произойти и при каких обстоятельствах? (посмотрите на карту на странице 216 < приложение 2>).

 

Группа 4 «Политики». Задание №3

 

Один из соратников Ганнибала, поздравляя его с победой, сказал: «Не пройдет и пяти дней, как ты будешь победителем пировать на Капитолии». Однако Ганнибал не пошел на Рим. Почему?

  Мог ли он взять укрепленный город? Посмотрите на карту. Куда двинулся Ганнибал?

 

Группа 1 «Картографы». Задание №3

 

На странице 218 <приложение 5> находится схема битвы при Каннах. Посмотрите на первый рисунок, как построили римляне свои войска? Как построил свои войска Ганнибал? Подумайте, почему Ганнибал поставил в центр галлов и испанцев, а по флангам африканцев?

 

Группа 3 «Историки». Задание №3

 

Настигнув неприятеля близ города Канны, консулы увидели обширную равнину. «Здесь и дадим сражение, - настаивал консул Эмилий Павел, - у нас в 2 раза больше пехоты, чем у Ганнибала». Другой консул Теренций Варрон возражал: «Вражеская конница сильнее нашей, а равнина – прекрасное место для ее действий. Безопаснее занять оборону на соседних холмах».

А как вы думаете, что лучше: дать бой на равнине или уйти под укрытие холмов?

 

Группа 2 «Стратеги». Задание №3

 

Прочитайте описание битвы при Каннах, рассмотрите схему на странице 218 < приложение 5>. Определите, какие предложения относятся к первому, второму и третьему рисунку.

1)   Римское войско оказалось в окружении. Сбитые в кучку легионеры служили хорошей мишенью для врага: каждый дротик, каждый камень из пращи попадал в цель. При Каннах пало 70 тысяч римлян, в том числе и консул, возражавший против битвы.

2)   Но до победы было далеко. Вихрем налетели на римлян испанские, галльские и африканские всадники Ганнибала. Опрокинув римскую конницу, они стали заходить в тыл вражеской пехоте. Одновременно отборные части карфагенской пехоты ударили по противнику с боков.

3)      Римские легионы всей своей тяжестью обрушились на вражеский центр. Полумесяц карфагенского войска стал прогибаться внутрь. «Победа!» - кричали римляне.

 

Группа 1 «Картографы». Задание №4

 

По мирному договору Карфаген лишился всех своих владений за пределами Африки, обязался выдать Риму военный флот, боевых слонов и заплатить большую сумму денег.

 Покажите на карте земли <приложение 2>, которые потерял Карфаген.

 

Группа 2 «Историки». Задание №4

 

Прочитайте текст и определите, в чем были причины поражения Ганнибала (найдите не менее 3 причин)?

     После битвы при Каннах Ганнибал прислал послов для заключения мира, но римляне отказались. Они не упали духом и не потеряли мужества. Нависшая над ними опасность придала им еще больше сил. Они собрали новое войско, куда вступили даже юноши и старики.

    Войско Ганнибала редело. Расчет на поддержку жителей Италии не оправдался, они не желали больше помогать Ганнибалу, потому что его наемники грабили всех без разбора, опустошая страну.

     Ганнибал обратился за помощью к Карфагену. Но многие купцы Карфагена боялись, что Ганнибал, разбив Рим, захватит власть в городе. Они отказали Ганнибалу в помощи.

 

Группа 3 «Стратеги». Задание №4

 

Прочитайте текст и ответьте на вопрос: каким образом римскому флоту удалось одержать вверх над карфагенским?

    У римлян не было боевых кораблей. Вскоре они поняли, что без флота им не победить. Тогда застучали топоры на верфях Италии. А на берегу установили скамьи с веслами. На них посадили будущих гребцов, из которых мало кто умел грести. Командиры с утра до ночи учили новичков одновременно поднимать и опускать весла. Понимая, что их флот уступает карфагенскому, римляне пошли на хитрость. На носах кораблей они установили «вороны» - перекидные мостики с крючьями на концах. Карфагенский флот смело двинулся навстречу неприятелю. Когда суда сблизились, римляне зацепили «вороны» за борта вражеских кораблей. Вперед ринулась римская пехота, которой не было равных в умении сражаться в ближнем бою. Карфагеняне сдались. В Риме в честь победы воздвигли колонну, украшенную рострами – носами захваченных кораблей.

 

Группа 4 «Политики».  Задание №4

 

     После битвы при Каннах римскую армию возглавил молодой полководец Сципион. Посмотрите на карту и ответьте на вопрос: что сделал Сципион, чтобы заставить Ганнибала уйти из Италии?

 

1.   216 году до нашей эры началась вторая пуническая война._______

2.   Войском Карфагена командовал консул Фламиний._____

3.   Карфагенское войско перешло через Пиренеи и Альпы. ______

4.   В сражении при Каннах Ганнибал разбил римлян. _____

5.   А у города Замы в 202 году до нашей эры он одержал еще одну победу.

 

Да или Нет «Стратеги».

1.   В битве при Каннах римляне выстроились огромным прямоугольником.____

2.   А Ганнибал построил свою пехоту полумесяцем. ____

3.   Всей тяжестью обрушились римляне на фланги противника. _____

4.   Карфагенское войско было окружено. _____

5.   Ганнибал потерял в этой битве почти всю свою армию. _____

 

Да или Нет. «Историки»

1.   Ганнибал надеялся, что галлы помогут ему в борьбе против римлян. ____

2.   Но они встретили Ганнибала как врага, ведь римляне дали им свободу. _____

3.   Тогда Ганнибал попросил помощи у Карфагена. ____

4.   Купцы Карфагена решили поддержать его и прислали ему солдат. ____

5.   Сципион разбил Ганнибала в местечке при Каннах.____

 

Да или Нет. «Политики»

1.   Римляне хотели захватить остров Сицилию. ____

2.   Противником Рима в пунической войне был город Афины.____

3.   Карфаген помог Афинам в борьбе с Римом. ___

4.   У этого города была наемная армия, боевые слоны и флот.____

5.   Карфаген владел частью Сицилии и частью Пиренейского полуострова.____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт учителя истории и обществознания Рышняк Г.М.Сайт управляется системой uCoz